Маркировка рекламы — комплекс действий, направленных на упорядочивание сведений о рекламе, запускаемой в интернете, и на облегчение надзора за рекламной деятельностью для контролирующих органов.
Как осуществляется маркировка рекламы?
Маркировка рекламы предполагает:
- присвоение индивидуального идентификатора (токена) каждому рекламному объявлению (этот токен можно скопировать, чтобы получить данные о рекламе и пожаловаться на неё, увидеть его можно будет в кликовой ссылке и в меню adChoice); при помощи токена Роскомнадзор, Федеральная налоговая служба и Федеральная антимонопольная служба смогут найти всех участников цепочки распространения рекламы: от производителя продукта или услуги, заказавшего размещение рекламы, до конечного исполнителя
- пометку объявления значком «Реклама» с указанием данных о рекламодателе
- передачу данных о рекламных кампаниях посредникам — операторам рекламных данных (ОРД), которые, свою очередь, передают сведения в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) за небольшой процент от бюджета рекламной кампании
Скриншот: «СберБанк» / Skillbox Media
В перечень сведений о рекламе, которые нужно передавать, входят:
- сами рекламные произведения (тексты, креативы)
- данные обо всех участниках цепочки распространения рекламы от заказчика до конечного исполнителя
- данные о договорах и актах взаиморасчётов между ними
Следует предоставлять данные о каждом сайте, креативе и количестве показов, исключая органические результаты поиска.
Почему нужно маркировать рекламу?
В настоящее время согласно требованиям законодательства вся реклама, запускаемая на территории Российской Федерации, должна быть промаркирована. Исключение составляют:
- Каталоги.
- Реклама на маркетплейсах.
- Продвижение товаров и услуг бренда в собственных социальных сетях бренда.
- SEO-тексты
- Материалы в Яндекс.Дзен.
- Тексты, замаскированные под отзывы реальных пользователей.
- Коммуникация на форумах.
Немаркированная реклама выявляется силами Роскомнадзора путём выборочной автоматизированной проверки.
За нарушение требований к маркировке рекламы взимаются штрафы в следующем размере:
- до 100 000 рублей для физических лиц
- до 200 000 рублей для должностных лиц и ИП
- до 500 000 рублей для юридических лиц
Так, в ноябре прошлого года Telegram-канал «Лиса рулит», в котором размещалась реклама без идентификатора, был оштрафован на сумму 100 000 рублей за три публикации, не соответствовавшие новым правилам.
Нюансы маркировки на различных типах площадок
Приведём несколько различных примеров.
- Крупные рекламные системы (например, Яндекс.Директ, VK Реклама и пр.) маркируют рекламные сообщения автоматически через собственные ОРД. Вам необходимо только указать в кабинете необходимые сведения (ИНН, атрибуты договоров и пр.).
- В случае других рекламных площадок возможны несколько вариантов развития событий: регистрировать объявления и отчитываться о них может либо лицо, размещающее рекламу, либо рекламная площадка, либо посредник. Алгоритм передачи сведений следует отразить в договоре между рекламодателем и площадкой во избежание недопонимания между участниками цепочки в дальнейшем.
В роли такого посредника выступают операторы рекламных данных. На текущий момент они либо осуществляют услуги по обработке и передаче сведений бесплатно (например, eLama), либо взимают определённый процент от бюджета рекламной кампании (например, «Медиаскаут» и «Первый ОРД»), также возможна тарификация в зависимости от объёма хранимых данных (что также практикуется в ОРД «Медиаскаут», «Озон ОРД» и SberADS).
- Партнёрские сети могут брать на себя часть функций по обеспечению требований законодательства.
Например, в личном кабинете Unicom партнёры могут самостоятельно настроить маркировку рекламы, указав сведения о площадке, на которой будет эта реклама размещаться.
Партнёрская сеть промаркирует рекламу и предоставит необходимую отчётность оператору рекламных данных: вебмастеру этим заниматься не нужно.
Если партнёрская сеть, с которой вы сотрудничаете, не берёт на себя функции по исполнению требований законодательства по маркировке рекламы, вы можете самостоятельно предоставить рекламной системе все необходимые данные для регистрации рекламы:
- информацию о рекламодателе, оффер которого вы планируете рекламировать
- информацию о CPA-сети
- информацию о себе
- атрибуты договора CPA-сети с рекламодателем
- атрибуты вашего договора с CPA-сетью
- рекламный креатив
Далее рекламная система отправит рекламу на регистрацию в ОРД, получит токен и ваша реклама будет промаркирована.
Каждый месяц по всем рекламным размещениям вам необходимо будет направлять в ОРД акт о взаиморасчётах с CPA-сетью со статистикой по каждому размещению.
Если вы размещаете офферы на витринах, маркировка не требуется, так как витрина является справочно-каталожным изданием и выполняет информационную функцию, а не рекламную. При этом необходимо маркировать рекламные сообщения, содержащие в себе ссылки на витрины. Рекламодателем в этом случае может являться компания, владеющая любым из представленных на витрине брендов.