В связи с встречающейся на практике квалификацией Федеральной антимонопольной службой РФ (далее – ФАС) использования в рекламных материалах слова «займ» (вместо «заём») как нарушения части 11 статьи 5 Федерального Закона “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) СРО «МиР» предлагает при формировании защитной позиции в таких случаях руководствоваться следующим.

Статья 38 Закона о рекламе устанавливает правила определения субъекта ответственности за нарушение каждого требования Закона. При этом данная статья не устанавливает ответственность за нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе и не определяет субъекта ответственности за нарушение данной нормы. В соответствии с разъяснениями ФАС, изложенными в письме от 23 сентября 2020 N ДФ/82581/20 «О применении части 11 статьи 5 Федерального Закона “О рекламе”, возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в части нарушения только части 11 статьи 5 Закона о рекламе не предусмотрено. Данная позиция подтверждается тем, что судебная практика о привлечении к ответственности в случае, когда состав правонарушения  представлен только нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе, отсутствует.

Вместе с тем использование слова «займ» вместо слова «заём» действительно является нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе, обязывающей при производстве, размещении и распространении рекламы соблюдать требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ “О государственном языке Российской Федерации” (далее – Закон о государственном языке) статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в установленных законодательством сферах, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации. Пункт 10 ч.1 ст.3 Закона о государственном языке определяет, что русский язык как государственный язык подлежит обязательному использованию в рекламе.

При этом  в соответствии с ч.6 ст.1 Закона о государственном языке при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В рамках полученных Законом о государственном языке полномочий Правительство Российской Федерации утвердило список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714 “О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации”). В соответствии с данными словарями слово «займ» не соответствует нормам русского литературного языка.

В связи с вышеизложенным рекомендуем:

  1. При оценке коммерческой целесообразности использования в рекламе слова «займ» вместо слова «заём» учитывать риски повышенного внимания со стороны ФАС РФ;
  2. В случае привлечения к административной ответственности за нарушение  части 11 статьи 5 Закона о рекламе, выражающееся в использовании в рекламе слова «займ» как не соответствующего нормам русского литературного языка, при отсутствии иных выявленных нарушений целесообразно использовать для защиты статью 38 Закона о рекламе и Письмо от 23 сентября 2020 N ДФ/82581/20 «О применении части 11 статьи 5 Федерального Закона “О рекламе”.