16 июня во втором чтении Госдума одобрила 3 законопроекта, которые касаются интернет-рекламы и, как следствие, маркетологов, рекламодателей, блогеров и обычных пользователей. По идее авторов, эти законопроекты должны сделать интернет прозрачным.

О едином учете интернет-рекламы

К 1 сентября 2022 года Роскомнадзор создаст систему, с помощью которой будет собирать, обрабатывать и хранить информацию о размещенной в интернете рекламе. Предполагается, что информация будет храниться в базе не менее 5 лет.

Появится еще 1 хранилище с информацией, которую можно в любой момент использовать против компании.

Распространители рекламы, посредники и площадки должны будут вносить в эту систему информацию обо всех рекламных кампаниях. Пока неясно, какую именно.

Закон вступает в силу 1 июля 2022 года.

Об измерении объема интернет-ресурсов

До 1 августа 2021 года Роскомнадзор выберет организацию, которая будет заниматься измерением интернета: оценивать контент и рекламу, анализировать общественное мнение, а также утвердит методику этого измерения. Возможно, это будет Mediascope, который сейчас анализирует телевизионную рекламу. Напомним: на данный момент интернет никто не измеряет.

По замыслу авторов, это будет беспристрастный государственный счетчик в противовес данным о показателях от самих площадок, которые не всегда объективны.

Что будет измеряться? Новостные сайты, сетевые издания, аудиовизуальные сервисы и телеканалы, которые вещают в интернете.

О «приземлении» IT-гигантов

Иностранные компании с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей будут обязаны открывать в России филиалы, представительства или уполномоченные юрлица.

Они будут обязаны зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с гражданами и организациями РФ.

К ресурсам, которые не подчинятся закону, будут применены санкции:

  • маркировка о неисполнении законодательства;
  • исключение из поисковой выдачи;
  • запрет на рекламу в России и размещение рекламы, ориентированной на россиян;
  • включение в перечень лиц, которым запрещены переводы денежных средств;
  • частичная и полная блокировка на территории РФ.

«Под раздачу» попадут, например, Facebook, Twitter, YouTube, TikTok и другие популярные зарубежные площадки.

Резюме

Сложно точно сказать, что именно произойдет после вступления законов в силу.

С одной стороны, интернет действительно может стать более прозрачным, а благодаря законопроекту об измерении интернета у специалистов по рекламе будет широкий доступ к разным данным об аудитории (если его дадут). В целом, должно стать меньше теневых схем, связанных с уходом от налогов.

С другой стороны, скорее всего, реклама будет контролироваться сильнее, чем сейчас. Вероятно, это поможет пресекать спам (в том числе из-за границы), но ограничит и российских рекламодателей и маркетологов в возможностях.

Вполне вероятно, что не все ресурсы готовы будут подстроиться под российское законодательство, а значит, обычные пользователи потеряют свободный доступ к контенту.